1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая Программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детский сад № 16 г. Нытва (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ц ен тр раз ви т и я ребен к а - детский сад № 16 (далее МБДОУ ЦРР - детский сад № 16) и является обязательным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ЦРР - детский сад № 16 г. Нытва. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС, Стандарт), с учетом: «Примерной программы воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МБДОУ ЦРР - детский сад № 16 и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) и воспитания в семьях детей от 2 лет до 8 лет. Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации). 4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р). 6. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 7. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 8. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. 1.1.1. Особенности воспитательного процесса в детском саду Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.): - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей; - уважение личности ребенка. МБДОУ ЦРР - детский сад № 16 - учреждение с многолетней историей, и в тоже время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему. МБДОУ ЦРР - детский сад № 16 представляет собой комплекс зданий, состоящий из 3-х корпусов расположенных в жилом микрорайоне пр. Ленина и одного здания, расположенного в микрорайоне «Солнечный». Детский сад граничит с социально значимыми учреждениями города: СОШ № 3 им. Ю.П.Чегодаева, учреждениями дополнительного образования (ст. юных натуралистов, клуб «Альбатрос», спортивная школа и секции бокса, карате, радиокружок и др.) Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Основные традиции воспитательного процесса в ДОО: 1. Организация событийных мероприятий, в которых участвуют воспитанники всего детского сада. Общение младших по возрасту детей создает благоприятную атмосферу для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Что дает больший воспитательный эффект, чем непосредственное влияние педагога. 2. В коллективе существует практика коллективного планирования совместных мероприятий. Создаются творческие группы педагогов для оказания консультативной, информационной и технологической поддержки коллег в организации воспитательных мероприятий. 3. Воспитатели и специалисты ДОО ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ: кружки, творческие студии и др. которые обеспечивают полноценный опыт социализации детей. 4. В детском саду создано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими (в т.ч. с детьми с ОВЗ), хуже усваивающими образовательный материал при фронтальной работе и т.д. Кроме того организована индивидуальная работа с одаренными детьми. Воспитательный процесс в ДОО организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: современности, эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениями динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Большое внимание в воспитательном процессе ДОО уделяется физическому воспитанию и развитию воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учёт интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Для МБДОУ ЦРР – детский сад № 16 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательном процессе. 1.1.2 Цель и задачи воспитания Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ ЦРР – детский сад № 16 г. Нытва: личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитииих социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующей системы задач: - развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; - формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; - развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; - организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; - воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; - объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей. 1.1.3 Принципы и подходы к формированию Программы Принципы, по которым педагоги будут выстраивать воспитательную работу, соответствуют принципам ФГОС ДО и гуманистической педагогики: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение в деятельности на основе индивидуальных особенностей каждогоребенка; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценнымучастником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества игосударства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действийребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы Для формулировки планируемых результатов Программы используются целевые ориентиры ФГОС, конкретизированные описанием личностных качеств ребенка, а также предпосылок универсальных учебных действий, регулятивных и личностных качеств. Планируемые результаты Программы на основе целевых ориентиров ФГОС и содержания образовательных областей. На этапе окончания дошкольного детства ребенок: -любит свою семью, принимает ее ценности; -проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные символы; - осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен кдифференцированной самооценке; - имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувствомэмоционального благополучия и комфорта; - относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу ивнимание к другим людям; - деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность; - мотивирован к осуществлению познавательной и творческой активности, способен ксамостоятельному поиску решений в новой для него ситуации; - принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению; - способен к разным формам общения со взрослыми (деловому, познавательному,личностному; - отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками; - осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения; - стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни; - владеет устными средствами вербального и основами невербального общения, достаточными для эффективной коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способен к регуляции своего поведения и своей деятельности на основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции: эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания). 1.1.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в ДОО воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основныхпроблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой дошкольной образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДОО, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержанияих совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основным объектом анализа, организуемого в ДОО воспитательного процесса, является состояние организуемой в ДОО совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, педагогическое наблюдение,при необходимости анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании Педагогического совета МБДОУ ЦРР – детский сад № 16 г. Нытва. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых массовых мероприятий; - качеством совместной деятельности педагогов и детей; - качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; - качеством проводимых экскурсий, походов; - качеством организации творческих соревнований, праздников и других мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОО является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит в дальнейшем работать педагогическому коллективу. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержаниемобразовательных областей Согласно определению воспитания в Федеральном законе № 273 - ФЗ воспитательная работа включает патриотическое, духовно-нравственное, гражданскоправовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание. Классификация воспитания по содержанию развиваемых сторон личности ребенка включает те же виды воспитания, а также умственное, эстетическое, экономическое, интернациональное и мультикультурное воспитание. Основными составляющими воспитательного процесса в ДОО являются приоритетные направления развития детей дошкольного возраста, предусмотренные современным дошкольным образованием: физическое, познавательно-речевое, художественноэстетическое, социально-личностное. Знания, которые воспитанники получат в процессе воспитания, не должны стать самоцелью педагогов. Необходимо сформировать у каждого ребенка осознанное личностное отношение к этим знаниям. Тогда знания будут мотивировать их к осознанному поведению, и дети смогут выстраивать свое поведение на основе этих знаний. Поэтому каждое из направлений воспитания включает три компонента воспитания: информационный или знаниевый, эмоционально-побудительный и деятельностный. Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа Воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и её истории. Закрепление представлений о том, где работают грустный) Развитие интереса к сверстникам, к различным аспектам взрослых первоначальных представлений о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Развивать представления об родители, как важен для общества их труд. Развитие потребности участия детей в подготовке людей. Развитие эмпатии во взаимоотношен иях с людьми разного возраста и пола. Формирование интереса к малой Родине и первичных представлений о обязанностях по дому у ребёнка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол ит.п.). Воспитание любви к родному краю, его достопримечатель ностям. Формирование представлений о различных семейных праздников. Формирование потребности и желания выполнять постоянные обязанности по дому. ней: название достопримечате культурных явлениях (театре, льностей. Формирование представлений о ближайшем окружении (основных объектах инфраструктуры) дом, магазин, улица, поликлиника и т.д. цирке, зоопарке), их атрибутах, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формирование представлений о государственных праздниках, Российской армии, воинах, которые охраняют Родину (пограничники, моряки, лётчики) Овладение Овладение Воспитание уважения к традиционным семейным ценностям, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, любви и уважения к родителям. Развитие желания проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе. Развитие интереса к профессиям родителей и месту их работы. Расширение представлений об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны); о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. и н ф о р м а ц и о Воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Формирование н а ч а л ь н о й Формирование первоначальных представлений о себе, своей семье, полярных эмоциональных состояниях людей (весёлый- д л я Формировани е основ представлени й о семье. Расширение представлени й о своём населенном пункте Вторая младшая группа у с л о в и й Группа раннего возраста Формирование у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, национальности, стране, гендернойидентичности, любви к Родине С о з д а н и е Направления Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Совершенствован ие Становление самостоятельности, целеноправленности, способности к регуляции собственных действий ребёнком элементарными навыками использования телефона, фотокамеры; ознакомление с навыками работы с электронными устройствами (интерактивной доской, интерактивным столом); навыков работы с электронными цифровыми устройствами (интерактивными доской, столом, песочницей, фото и принципами овладение видеокамерой); работы навыками приобретение компьютера и использования навыков работы с овладение компьютерных виртуальным навыками работы развивающих пространством и с компьютерной программ и игр; элементарных мышью и воспитание умений в области клавиатурой отношения программировани я; ребёнка к воспитание компьютеру и ответственного гаджету не как к отношения к средству игры и цифровым развлечения, а ресурсам, как к средству стремления обучения и самостоятельно самостоятельного использовать получения мобильные знаний. устройства (телефон, планшет) и компьютеры для получения информации, развития. Ознакомление дошкольников с современными информационными технологиями и цифровыми устройствами. Работа с педагогами ДОУ по информированию и совершенствованию навыков использования современных мультимедийных информационных технологий Консультирование и просвещение родителей по проблеме использования современных мультимедийных информационных технологий Создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным. Воспитание личностных качествАктуализирование Формирование умения и общительность, инициативность, стремления к стремления проявлять самостоятельность, активность, оказанию помощи в самостоятельность в различных видах самоуважение, уверенность в себе различных видах деятельности. Формирование и деятельности. совершенствование умения осознанно Формирование принимать и ставить цель, выявлять умения принимать мотив, планировать и точно и ставить цель, осуществлять последовательность планировать действий, оценивать результат и последовательност отношение к делу. ь действий. Доводить начатое действие до конца, достигать качественного результата. Образовательную деятельность в ДОО педагоги выстраивают на основе интеграции образовательных областей, которые предусматривает ФГОС ДО. Такого же подхода педагоги придерживаются в ходе воспитательной работы с детьми. 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие В рамках данной образовательной области дошкольники усваивают нормы и ценности, которые приняты в обществе, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и участвовать в совместной деятельности. Педагоги развивают у детей самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию, также формируют у воспитанников чувство принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении; позитивные установки к различным видам труда и творчества. Дети осваивают основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Таким образом, на основе актуальных задач социально-коммуникативного развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы с детьми. Познавательное развитие В ходе познавательного развития перед педагогами стоят задачи развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; формировать познавательные действия. В рамках реализации данной образовательной области педагоги также формируют у дошкольников первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира их свойствах и отношениях. На занятиях дети получают представления о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, узнают о планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом, на основе актуальных задач познавательного развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы с детьми. 2.1.2. Направления воспитательной работы в познавательном развитии детей Направления Первое направление Второе направление Описание Развитие представлений об окружающем мире на основе знаков и символов культуры, природы исоциума. Формирование основ гражданской идентичности, первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений и социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование основ экологического сознания у детей врамках воспитательной работы Компонент воспитания Младшие Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Средняя Старшая Подготовительная Информационный или знаниевый Эмоционально-побудимый Деятельностный Развитие первичных представлений о природе ближайшего окружения. Воспитание желания (мотивации) к изучению объектов живой и неживой природы. Поддержка детской любознательности и желания экспериментировать с объектами неживой природы: водой, песком. Вовлечение детей впрактическое экспериментирован иес водой и песком для изучения их свойств. Привлечение детей к выполнению разовыхпоручений по уходу за растениями в группе и на участке детского сада, за животными в экологическом уголке. Развитие представлений об основных объектах природы: земля, небо, вода, деревья, цветы, огонь, воздух. Развитие Формирование представлений о представлений детей сезонных о знаках и символах изменениях в животных, растений, природе, об Вселенной, о самоценности мира основных стихиях природы. мира (земля, вода, огонь, воздух); их созидательных и разрушительных характеристиках. Поддержка Воспитание осознанного отношения к любознательности и природе источнику жизненных ресурсов, формирование эмоционального отношения к красоте мотивации к природы, формирование мотивации к изучению изучению различных природных явленийи объектов живойи нахождению взаимосвязей между ними. неживой природы. Создание мотивации к посильному участию Воспитание в природоохранных осознанного мероприятиях, экологических акциях, отношения к связанных с защитой природных богатств. безопасным Воспитание эстетического отношения к правилам природе, умение видеть прекрасное в её разнообразных проявлениях. поведения в природе. Принятие и исполнение правил безопасного поведения в природе, основанное на знании потенциально опасных природных объектов и понимании принципов безопасности. Организация экспериментальной деятельности детей и формирование понимания того, как эксперимент может стать источником знаний. Реализация принципа «Мысли глобально - действуй локально!», то есть отражение в поступках детей осознанного бережного отношения к природным ресурсам. Организация разнообразной экспериментальной деятельности детей, в том числе самостоятельной по исследованию систематизаций свойств объектов неживой природы-воздуха, различных видов почв, воды, огня для построения причинноследственных связей о двоякой природе стихий, понимание детьми того, что в них есть и созидательное, и разрушительное начало. 2.1.3. Речевое развитие В рамках данной образовательной области перед педагогами по ФГОС стоят следующие задачи: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие речевого творчества Развитие речи как средства общения и культуры Направл ения Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Первая Вторая Старшая группа Подготовительн Средняя младшая младшая группа группа ая группа группа Формирование Развитие Совершенств Совершенствован Формирование интереса к диалогической ование ие диалогической умения строить освоению формы речи диалогической формы речи, разные типы родного языка (умение речи; умение вступать в высказываний как средства вступать и формировани беседу, (описание, общения с поддерживать е умения поддерживать её, повествование, другими людьми разговор, участвовать в высказывать свою рассуждение), и познания отвечать на беседе, точку зрения, соблюдая их окружающего вопросы и отвечать на соглашаться или структуру и мира задавать их в вопросы и возражать, используя процессе задавать их, спрашивать или разнообразные совместной передавать отвечать, способы связи деятельности) диалоги доказывать, между персонажей. рассуждать. предложениями и частями высказывания. Развитие образной речи. Развитие Формирование Развитие Продолжать Развитие инициативной простейших умения обучение словесного речи, форм составлять рассказыванию, творчества. вербального монологической небольшие в том числе, из Развитие общения в речи (с рассказы по личного опыта. творческого форме диалога помощью картинке, Обучение проявления в (ребёнок воспитателя описывать творческому области слова: вступает в описывать игрушки и рассказыванию придумывание контакт, игрушку, предметы, сказок, слушает, предметную используя рассказов, слышит, картинку, разные типы загадок, по понимает. рассказать о высказываний: заданному Задаёт вопросы, своих описание, сюжету, по высказывает впечатлениях). повествование фрагменту свои желания, и некоторые произведения. выражает компоненты согласие или рассуждения. несогласие, Подведение к передаёт составлению отношение. рассказов из личного опыта. Таким образом, на основе актуальных задач речевого развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы. Приобщение к книжной культуре, детской литературе Совершенствов ание понимания речи в общении с разными людьми (взрослыми и детьми) в процессе слушания стихов и сказок, просмотра мультфильмов и инсценировок. Развитие интереса к книге, умение сосредоточенн о слушать чтение и рассказывание взрослого. Формирование желания внимательно следить за развитием действия художественно го произведения, понимать содержание. Развитие интереса ребёнка к художественн ому слову, стремления к постоянному общению с книгой. Развитие читательского интереса. Формирование умения ценить книги как источник новых впечатлений и представлений об окружающем мире, способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Обогащение духовного мира детей, приобщение к социальнонравственным ценностям через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев. 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Таким образом, на основе актуальных задач художественно-эстетического развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимание произведений искусства, мира природы Направлен ия Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Вторая Средняя группа Первая младшая Старшая Подготовительн младшая группа группа ая группа группа Формирование умения различать Формирование Развитие Продолжение внешний вид, характеры, состояния эмоциональнопредпосылок развития настроение контрастных ценностного ценностнопредпосылок художественных музыкальных отношения к смыслового ценностнообразов в разных видах искусства. окружающему восприятия и смыслового миру. понимания восприятия и Стимулирование произведений понимания интереса к искусства. произведений выражению искусства. своих Содействовать представлений и формированию эмоций в эстетического художественной отношения к форме; создание окружающему оптимальных миру и картине условий для мира. развития целостной личности ребёнка и её Формирование эстетического отношения к окружающему миру Развитие восприятия музыки, художественной литературы, фольклора Развитие умения устанавливать связи между объектами реального мира и художественны ми образами, развивать ассоциативное мышление. Развитие эстетических эмоций, обогащение художественн ых впечатлений, формирование представлений о «языке искусства». Развитие эстетического восприятия красивых предметов, объектов и явлений природы, произведений разных видов искусства (литературы, музыки, народной игрушки, книжной иллюстрации, скульптуры малых форм и др.), разных жанров фольклора (потешек, прибауток). свободного проявления в художественном, музыкальном творчестве. Воспитание любви и интереса к музыке, искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, на красоту окружающего мира. Развитие эстетического восприятия и творческого воображения; обогащение детей художественны ми впечатлениями; формирование представлений о «языке искусства» на доступном уровне (композиция, форма, цвет, ритм, линия, пропорции, настроение и др.). Формирование эстетического отношения к окружающему миру, создание оптимальных условий для развития целостной личности ребёнка и её свободного проявления в художественно м творчестве. Поддержание интереса к освоению «языка искусства» для более свободного «общения» с художником, музыкантом; воспитание культуры «зрителя». Воспитание эстетического восприятия окружающего мира. Развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценки, воспитание художественного, музыкального вкуса, формирование эстетической картины мира. Развитие сопереживания персонажам художественных произведений Становление самостоятельной творческой деятельности детей Развитие умения эмоционально откликаться, сопереживать персонажам Развитие способности чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их на книжных иллюстрациях Развитие Развитие интереса к творческих художественной проявлений деятельности детей с учётом самостоятельно возрастных, й или гендерных, организованной индивидуальн в сотворчестве с ых близким особенностей взрослым и другими детьми Развитие умения эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте. Развитие умения вникать в смысл произведения , понимать мотивы поведения героев. Формирование избирательного отношения к образам литературных героев, умение оценивать их действия и поступки. Развитие самостоятельно го поиска замыслов и сюжетов; выбора способов и средств их воплощения в разных видах изобразительно йи художественноконструктивной деятельности. Развитие способности творчески интерпретиро вать своё восприятие музыки и художественн ого искусства в разных видах художественн о-творческой деятельности. Развитие стремления детей к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, по своей инициативе интегрировать разные художественные техники. 2.1.5. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений. Направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании здоровых привычек и др.). Таким образом, на основе актуальных задач физического развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы. Направлен ия Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Группа Вторая Средняя Старшая группа Подготовительна раннего младшая группа я группа возраста группа Становление целеустремлённости и саморегуляции в двигательной сфере. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в то числе эмоционального Становление ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными навыками в питании и двигательном режиме Создание комфортного эмоционального микроклимата, в котором ребёнок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами, сверстниками. Развитие устойчивого интереса к движениям и физическим упражнения м. Поддержива ть двигательну ю активность. Развитие потребности детей в движении, развитии положительн ых эмоций, активности. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения, формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей; воспитание бережного отношения к своему здоровью; развития интереса к правилам здоровьесберегающего поведения. Формирован ие позитивного отношения детей к себе, к другим людям, и миру в целом Формирован ие потребности в двигательной активности Развивать умения находить положительные стороны во всех сферах жизни, применение правила «Не думать и не говорить плохо о себе и других» Формирование потребности в физическом совершенствовании. Развитие стремления к выражению своих возможностей в процессе выполнения физических упражнений, правильно оценивать свои силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей Формирование потребности в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни. Воспитание потребности соблюдать правила здоровьесберегающ его поведения. Формирование позитивного экологического отношения к себе, другим людям и миру в целом Совершенствован ие навыков самостоятельного регулирования двигательной активности, чередуя наиболее интенсивные с менее и с отдыхом. Формирование умения правильно оценивать свои силы и возможности при реализации двигательных задач; соотносить результат движения с величиной приложенных усилий. Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; формирование потребности в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни. 2.2. Формы, методы и средства реализации Программы Для эффективного решения воспитательных задач педагогам необходимо предусмотреть разные виды образовательной деятельности: игровую, трудовую, поисково-исследовательскую и познавательную, наблюдения, создание моделей объектов и ситуаций. Средства реализации Программы: мультимедийные средства, средства ИКТ, полифункциональные предметы, элементы декораций, костюмов и аксессуаров, которые помогают детям «волшебный мир» в сюжетно-ролевой и режиссёрской играх. К средствам реализации Программы относятся наглядные средства: схемы, чертежи, логические таблицы, информационные материалы, которые выходят за рамки непосредственного опыта дошкольников: детские энциклопедии, познавательные программы и другое. Использование различных форм организации образовательного процесса, в том числе воспитательной составляющей Игры Наблюдения Экспериментирование Реализация Экскурсии Чтение проектов Создание Решение Коллекционирование Мастерская с Инсценирование и моделей ситуативных элементами артдраматизация объектов и задач технологий ситуаций Практическая реализация цели и задач осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОО. Каждое из них представлено в соответствующем модуле: Воспитатель в возрастной группе Инвариантные модули Образовательная деятельность Вариативные модули Ключевые общесадовские мероприятия Работа с родителями Музейная деятельность 2.2.1. Модуль «Воспитатель в возрастной группе» Воспитатель осуществляет работу с конкретной группой детей, родителями, а также со специалистами МБДОУ. Работа педагогом проводится с каждым ребёнком как фронтально, так индивидуально. Воспитатель реализует воспитательные задачи посредством использования следующих форм организации детской деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, тематический модуль, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, краткосрочные проекты, занятия, коллекционирование, творческая мастерская, эксперименты, длительные наблюдения, коллективное творческое дело, экскурсии, пешеходные прогулки. Кроме этого воспитатель планирует и проводит ежедневную работу по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, правил поведения и взаимоотношения, речевого этикета. Ежедневная работа по воспитанию отражается в календарном плане педагога. Воспитатель также обеспечивает взаимодействие между детьми и другими педагогами МБДОУ, между родителями и детьми, между детьми своей группы и другой возрастной группы. Мероприятия носят систематический характер, максимальное внимание уделяется детской игре в различных её видах, организации элементарной трудовой деятельности, индивидуальной работе. Ведущая технология, используемая для решения задач воспитательной программы, авторы Л.С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников». Характер проводимых мероприятий в первую очередь призван обеспечивать доверительные отношения между воспитателем и ребёнком, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб воспитателя, привлечения их внимания к обсуждаемой в режиме дня деятельности, активизации их социально-коммуникативной деятельности. Побуждение детей соблюдать в течение дня пребывания в ДОО общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками. 2.2.2. Модуль «Образовательная деятельность» Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуации, театрализованные игры, инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки. Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально-значимой информацией, инициирование её обсуждения. Высказывания детьми своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом. Основное назначение данного модуля состоит в использовании воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, появления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе. 2.2.3. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОО в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На уровне группы и ДОО Родительский комитет группы, члены общесадовского родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания исоциализации. Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов. Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадовские мероприятия, для получения представления оходе образовательного и воспитательного процесса в ДОО. Общесадовские родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей. Родительские форумы при интернет-сайте ДОО, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психолога и педагогических работников, руководителя ДОО. Участие родителей в общесадовских мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОО, подготовка проектов по оформлению помещений ДОО к праздникам, оформлению территории ДОО к летнеоздоровительному сезону и зимним играм. На индивидуальном уровне Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательнойнаправленности общесадовских и групповых. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОО. 2.2.4. Модуль «Ключевые общесадовские мероприятия» Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования - главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат России, также частично реализуются через общесадовские мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители). На мероприятия могут приглашаться представители других организаций: представители музеев, библиотек, спортивной школы, Дома детского творчества и другие. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным познавательным с разнообразной детской деятельностью. Проекты, экологическая акции также являются традиционными мероприятиями, в которых максимально участвуют все дети, родители, работники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию. Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным - всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте. Ключевые общесадовские мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального, регионального и Всероссийского. Дети педагоги и родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, акций, организуемых различными организациями: домом детского творчества, городским музеем, спортивной школой и другими. 2.2.5. Модуль «Музейная деятельность» Воспитание детей через приобщение к богатому культурному наследию русского народа, может заложить прочный фундамент в освоении национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями, материальной и духовной среды. Этому способствуют материалы мини-музея русского народного быта «Комната сказок, созданного в ДОУ более двух десятилетий назад. Среда мини-музея выполняет две важнейшие функции: носит информативный и развивающий характер. Занятия в Комнате сказок проводятся согласно расписанию, детям обеспечивается максимальная активность и самостоятельность процесса познания. При построении занятий используются различные методические приемы: создание игровых ситуаций; обследование предметов, материалов; самостоятельная поисково-исследовательская деятельность; принятие определенных социальных ролей; моделирование и другие. Знакомство с историей и культурой русского народа начинается с раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее интенсивно. Материалы музея широко используются в совместной и в самостоятельной деятельности. При этом дети не просто прослушивают информацию воспитателя, но и погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Педагоги вовлекают дошкольников в деятельность, которая интересна им, они вместе планируют дело и добиваются результатов. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа включены во все образовательные области развития ребенка. Используются возможности различных видов народной художественной культуры в воспитании дошкольников. Первые представления о культуре русского народа ребенок дошкольного возраста получает через колыбельные и народные песни, сказки, овладение языком своего народа, его обычаями. Загадки, поговорки, пословицы - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, танец передают гармонию звуков, ритм движений, в которых выраженычерты характера народа, широта его натуры. Лепка, рисование, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувства цвета, образа, которыми владеет народ, мастерство изготовления художественных предметов народного быта. Отражаются следующие направления деятельности: Первое направление - знакомство дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Воронежского края, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность живом общении с природой. Знакомство дошкольников с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов, что способствует воспитанию у дошкольников внимательного и бережного отношения к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика), а художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Русский фольклор - особенная область народного творчества, который включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни - это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников, календарных и тематических совместных мероприятий - это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми. Третье направление предусматривает возможность в самостоятельной деятельности дошкольников реализацию творческого замысла, проявление инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края, страны используют знания в различных видах детской деятельности. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т.д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Дошкольным учреждением поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь. Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Достижение цели предполагает решение следующих задач: - установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей; - создания условий для участия родителей в жизни ребенка в ДОУ; - оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка; - непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьямивоспитанников. Концептуальной идеей Программы является идея в том, что если в центре внимания находится развивающийся ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся родитель и развивающийся педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого- педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей. В ходе совместной работы естественным образом формируется единое сообщество «Семья - детский сад», в котором все участники образовательных отношений - дети, педагоги, родители - получают импульс для собственного развития. 2.4. Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, групповых помещений, музыкальных и физкультурных залов, лестничных пролётов и т.п.) периодически обновляются: -размещение на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОО (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадовских и групповых стендах; - озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОО на зоны активного и спокойного отдыха; - создание и поддержание в рабочем состоянии в приемной каждой группы полок свободного книгообмена, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать их для чтения; - благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей; - событийный дизайн к каждому празднику или знаменательному мероприятию в ДОО оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений, холла; - совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОО (логотип, стихи, символы групп по возрастами т.п.); - регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории и экологической тропинки ДОУ (высадка культурных растений, разбивка газонов, сооружение альпийских горок, декоративное оформление отведенных для детских проектов мест, уборка территории). 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка Создание необходимых психолого-педагогических условий помогает педагогам решатьзадачи воспитательной работы. Условие 1. Взаимодействие и общение между взрослыми и детьми, которое облегчает детям духовно-нравственное саморазвитие и способствует: - развитию их интересов и возможностей; - формированию и поддержке положительной самооценки, уверенности в собственных способностях и возможностях; - поддержке инициативы и самостоятельности в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; - развитию социальных чувств, поддержке положительного, доброжелательного отношения друг к другу и конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности. Условие 2. Создание насыщенной эмоциональными стимулами социокультурной среды, которая соответствует возрастным, индивидуальным, психологическим физиологическим особенностям детей и обеспечивает: - возможность выбора видов активности, партнеров в совместной деятельности и общении, материалов для игры и продуктивной деятельности; - гибкое зонирование помещения, которое обеспечивает детям возможность заниматься разными видами деятельности в одно и то же время, а также уединяться во время игры, при рассматривании книг и т.д. - обогащение окружающей детей среды разнообразными, новыми предметами в целях развития у них любознательности и познавательной активности; - представление информации на горизонтальных и вертикальных бумажных и электронных носителях; использование информационных материалов, которые выходят за рамки непосредственного опыта жизнедеятельности детей (детские энциклопедии, познавательные программы и др.), полифункциональных предметов, элементов декораций, костюмов и аксессуаров для создания «волшебного мира» в сюжетно – ролевой и режиссерской; использование мультимедийных средств и средств ИКТ; - своевременную трансформацию с учетом обогащения жизненного и игрового опыта детей, а также их зоны ближайшего развития. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания Для решения задач воспитательной работы и осваивания воспитанниками Программы, в дошкольном учреждении созданы необходимые материально – технические ресурсы. К средствам обучения и воспитания Федеральный закон № 273-ФЗ относит «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные; учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно- телекоммуникационные сети, аппаратно - программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В методической работе ДОО используются информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы и средства: - используется Internet с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОО в обычном и дистанционном режиме и знакомства сопытом работы педагогов города и страны; - разрабатываются материалы для обучающих видео; - оформляются материалы по различным направлениям деятельности, с использованием программ Microsoft Office, Word, Excel, в том числе при разработке планов, различного вида методических мероприятий для педагогов, консультаций для родителей. - мультимедийные презентации для повышения эффективности различных форм работы с педагогами; - используется цифровая фотоаппаратура и программы редактирования для создания и демонстрации фото-презентаций, видеофильмов; - создан сайт, который постоянно обновляется и пополняется; - группы в социальной сети в ВКонтакте. Информационно-образовательные ресурсы: SMART доски, интерактивные панели, компьютеры; ноутбуки; веб-камеры, документ-камеры, мультимедийные комплексы; выход в Интернет; принтеры, МФУ; музыкальные центры; интерактивная панель и др. Календарный план воспитательной работы Модули Мероприятия Участники Сроки Ответственные